среда, 18 октября 2023 г.

Лев Рахлис Быть самим собой. (Мои первые книги)

 


Может быть, даже и не первые, а вторые или третьи, потому что самые первые книги как-то не задержались в моей памяти.

- Вот, - сказала мне однажды наша сельская библиотекарша, - почитай. А потом скажешь, понравилась ли.

Книга называлась «Четвертая высота» Елены Ильиной. Про Гулю Королеву.

- Ну и как? – спросила она, когда возвратил книгу.

- Жалко, - ответил я.

- Кого жалко?

- Гулю.

Примерно, в то же самое время, с жадностью проглотил повесть Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» - о двух братишках, которые отбывая наказание и, стоя в углу, придумали для себя веселую и очень захватывающую игру про Швамбранию.

Очень нравились: «Сын полка» Катаева, «Два капитана» Каверина, «Робинзон Крузо» Свифта, «Том Сойер» Твена.

Позднее наибольшее впечатление на меня произвел «Маленький принц» Сент Экзюпери.

Думаю, что эта книга – наивысшее достижение в детской литературе. Читал ее много раз и сейчас продолжаю перечитывать с неослабевающим интересом.

Из детских поэтов наиболее любимым был для меня тогда Самуил Маршак.

Вот стихотворение, которое я помню наизусть со времен третьего или четвертого класса и которое оказало на меня даже некоторое педагогическое воздействие, прежде всего своей мыслью о том, что всегда и везде надо стараться быть самим собой.

Весной поросята ходили гулять

Счастливей не знал я семьи:

Хрю-хрю”, — говорила довольная мать,

А дети визжали: “И-и”.

Но самый визгливый из всех поросят

Сказал им: “О, братья мои!

Все взрослые свиньи “хрю-хрю” говорят,

Довольно визжать вам “и-и”!

Послушайте, братья, как я говорю,

Чем хуже я взрослой свиньи?”.

Бедняжка! Он думал, что скажет “хрю-хрю”,

Но жалобно взвизгнул: “И-и!”.

С тех пор перестали малютки играть,

Не рылись в грязи и в пыли,

А все оттого, что не смели визжать,

А хрюкать они не могли.

Мой мальчик, тебе эту песню дарю:

Рассчитывай силы свои,

И если сказать не умеешь: “Хрю-хрю!”,

Визжи, не стесняясь: “И-и!”.

Комментариев нет:

Отправить комментарий