воскресенье, 22 января 2023 г.

Лев Рахлис. «Дела давно минувших дней...» (из записок письмо другу)

 


Дорогой Юра, здравствуй!

Твое письмо напомнило мне полузабытый эпизод из моей челябинской жизни. Во Дворце культуры железнодорожников проходил Вечер поэзии. Уж и не помню, по какому поводу. Я принимал в нем участие как молодой поэт. Тогда такого рода вечера собирали много народу, поэтому зал был полон или почти полон. Выступавшие поэты сменяли один другого. 

В шестидесятых годах их было в Челябинске довольно много, как ты знаешь. Где-то под занавес ведущий литературного вечера выпустил и меня. Зритель к тому времени уже изрядно подустал и начинал местами засыпать. Вот я и решил прочитать свои юмористические миниатюры. Успех выпал на мою долю громовой – в аплодисментах, переходящих чуть ли не в скандирование. Трижды я выходил, так сказать, на «бис». 

И тогда появился на сцене приехавший из Москвы знаменитый поэт Виктор Урин и сказал, что помимо всего прочего, он приехал в Челябинск, чтобы отобрать кандидатуру поэта для участия во Всесоюзном семинаре молодых поэтов в Москве. «Теперь,- сказал он,- у меня никаких сомнений нет. Думаю, вы согласитесь с моим выбором» – и назвал мою фамилию.

Так мое имя громовыми аплодисментами было «всенародно» одобрено для поездки в Москву.

А потом, после вечера, за кулисами (в буквальном и переносном смысле) я стал невольным свидетелем такой сцены: к Урину подошёл Виктор Вохминцев, заведующий литературным отделом газеты «Челябинский рабочий» и начал ему доказывать, что в Москву должен поехать не Рахлис, а рабочий поэт Валентин Сорокин. Что и случилось впоследствии. Горком партии и Союз писателей утвердили, кандитатуру Сорокина, а не мою. 

Так, ударом под дых, начиналась моя литературная карьера. А потом было много подобных ударов. Да Бог с ними.

Тебе я об этом практически никогда не рассказывал. Полагал, что не стоит. Впрочем, все это – «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

Сейчас – другое дело. Могу ехать, куда хочу, на любые конференции, семинары. Ни у кого не надо спрашивать разрешения. Недавно в Москве и Сочи проходил Конгресс русскоязычной прессы зарубежья. Я получил приглашение как редактор. Все меня отпускали, но я так и не решился использовать эту удивительную возможность побывать в России. Поезд ушел. Без меня. 

Сочувствую и соболезную Владимиру С. Слишком много страданий выпало на его долю. Слишком. Думаю о нем часто, а помочь ничем не могу. Все мы в роковые минуты - беспомощны.

Привет всему твоему семейству. Привет всем, помнящим меня.

Комментариев нет:

Отправить комментарий