среда, 8 февраля 2023 г.

Лев Рахлис. Строчки, которые помню. (из записок блокнота)

 (По случаю 40-летия Литературного объединения «Экспресс»)

Это даже не заметки. Отдельные искорки от костра, которого давно уже нет.

... Вот приходит на одно из занятий «Экспресса» совсем молодой парень из Полетаево и приносит на мятых клочках бумаги какие-то, наспех, неразборчивым почерком написанные стихи. Он их не очень внятно читает, в них много шелухи и технических огрехов, но я чувствую – пришел Поэт. До сих пор помню концовку одного из его стихотворений:

Друзья босые, где вы все?

Отдам последнюю рубашку,

Чтоб бегать с визгом по росе,

Держа чапаевскую шашку.

Это Николай Пырьев, несостоявшийся поэт с трагической судьбой.

А вот еще одно четверостишие, другого начинающего поэта, геолога Заболуева (имени, увы, не помню):

Опадают листья тополей

В колею, пробитую машиной,

И тебе становится грустней,

Будто зажил жизнью тополиной.

А вот строка Натальи Рябининой:

И меня назвали

Мирно так – Наташкой.

Знаю, у нее есть гораздо более интересные строки и стихи, но на ум пришли почему-то именно эти, ранние, той поры.

Вот еще одна строчка, тоже родом из шестидесятых – Юрия Седова:

Как просто не начать...

С этой строчкой я неразлучен, кстати, многие годы. Когда что-то позарез необходимо сделать и не хочется, я всегда вспоминаю ее.

Удивительная строчка!

Уж и не знаю, чем запомнилась мне еще одна, другого поэта строчка - Виктора Окунева:

Копает картошку старик в огороде...

Ведь ничего особенного. Совсем рядовая строчка. А за нею – целая картина. Видишь буквально все – и старика с лопатой, и огород, и картошку, и осень, и Бог знает что еще. Потому что в ней есть, как мне кажется, пространство.

И еще. С далеких времен помню строчку моего друга Юрия Абраменко, ставшей названием его повести – «Будут расставания».

Ее пророчество с каждым годом все больше и больше сбывается и от этого никуда не уйдешь.

Вот, примерно, в таком поэтическом окружении – строчек, четверостиший, стихотворений, рассказов, повестей, лиц и судеб – заваривалась та удивительная атмосфера, которая и получила 40 лет тому назад имя – Литературное объединение «Экспресс».

Можно бы назвать многих и многое, но я ограничился только отдельными вспышками своей памяти, так как для более обстоятельного разговора требуется другой подход и другая творческая установка, к чему я в настоящее время просто не готов.

Пользуясь случаем, хотел бы поздравить всех вас, дорогие мои «экспрессовцы», со столь нетрадиционным событием, которое достойно, я полагаю, и веселого застолья, и многочисленных тостов.

Лев Рахлис,

бывший руководитель Литературного объединения «Экспресс»

Атланта, 2004 год





Комментариев нет:

Отправить комментарий