понедельник, 19 февраля 2024 г.

Правила жизни детского поэта Льва Рахлиса.

 


Лев Рахлис - Детский поэт, писатель, сценарист, журналист когда-то издал свою самую первую и самую знаменитую книжку "Шишел Мышел" которая сразу стала популярной.

- Стихи я начал писать с детстваМне повезло! Будучи школьником - село, где я родился было довольно живописное, с множеством фруктовых деревьев и огородов. Рядышком с нашим домом протекала веселая речушка по имени Жерев, в которой мы, довоенные ребятишки, купались, плескались, ловили рыбу и раков и чувствовали себя самыми счастливыми людьми на всем белом свете. Вот поэтому я так много пишу о животных, о природе.

- Творческая судьба у меня, как я уже говорил не просто складывалась. Меня долго не печатали, хотя когда я приносил свои стихи в редакцию, то слышал только восторженные комплименты и советы - опубликовывать! Но в итоге мои книжки мариновались там десятилетиями.   

- Я не привязан к вещам. Но с трудом меняю оседлость. Просто, когда ты в полной мере понимаешь, что это не то место, где ты не родился и вырос. И тут, в Атланте, я замечал не раз – люди зачастую очень легко отрекаются от своего прошлого. Ну да Бог с ними. Надеюсь, с нами этого не произойдет. И, конечно с этим  мне  приходит на ум одна известная мысль: кто в прошлое выстрелит из пистолета, в того будущее пальнет из пушки.

- На моё дальнейшее творчество повлиял один незабываемый, счастливый случай. В 1968 году по Челябинскому телевидению Леонид Леонидович Оболенский (легендарный режиссёр немого кино, актёр, сценограф) прочитал  моё первое стихотворение «Эге-Ге». Леонид Леонидович Оболенский прочитал стихотворение про румянощёкую девчонку, которая «научила прыгать всех на одной ноге» с такой легкостью веселым озорством..., что на следущий день я проснулся "знаменитым".
Так состоялась премьера «моего детства», благодаря которой я вдруг понял, что писать стихи для детей надо, не мудрствуя лукаво, легко и весело.

- Моё постоянное общение с детьми в моменты своих многочисленных литературных встреч, зная детскую психологию подтолкнуло меня к мысли, что здесь нужно проявлять фантазию, радоваться и смеяться, прививая детям умения мыслить. Я считаю, что с ребенком нужно общаться на равных, а значит, уважать их чувства,

- Моя жизнь весьма обыденна, а кто-то даже назовет ее скучной. Но я нередко стараюсь  совершать бегство от себя, серьезного и скучного, к тому себе, далекому - в коротких штанишках и с конопушками на носу. Вот так и появилась моя первая книжка для детей - "Шишел-Мышел". А потом появилась вторая, затем - третья и т.д. 

- Мне многие читатели моих книжек пишут, что "Вы - это мое детство". Такие слова  не часто услышишь. И это самое лучшее признание для детского писателя.

- Я до сих пор считаю, что для того чтобы родились стихи, нужен толчок изнутри. Тут даже и размер стиха не надо нащупывать — он приходит сам.

- Я  давно написал две поэтические истории сказок для коротких фильмов для детей это: "Три весёлых рыбака" и "Медведь, комар и старшина милиции".  Эти истории очень увлекательны и была мечта сделать их мультиками. Но мечта так и осталась где-то там. 

И герой моей книги "Шишел-Мышел" о конопатом мальчишке которая сразу же обратившая на себя внимание, тоже написана в мультяшном стиле.

- Журналистика, к которой я так скептически всегда относился и всячески избегал прямого в ней участия, вдруг cделалась для меня делом будничным и ежедневным.
Встречи, интервью, статьи, стрессы перед выпуском каждого номера, - всё это только внешняя сторона айсберга. 
Что же касается его подводной части, то разговор этот долгий.

В бумажной газете где я работал в качестве главного редактора читателей у неё не так уж и много было. Сейчас ведь читатель, уходящий в компьютер, в бизнес да мало ли куда. И шествие это, похоже, неостановимо. И тут я хочу вспомнить строчку из стихотворения уральского автора Артура Саркисяна – «Я говорю – меня не слышат». Могучая строка. Объёмная. Автору удалось выразить в ней весь драматизм нашего времени. Думаю, что сам он и не подозревает об этом. По сути, эта строчка – законченное стихотворение: Я говорю – меня не слышат...


Я не люблю отдыхать вообще. Мне повезло как мужу: в семье меня поощряли быть писателем, а не "бизнесменом". Свои правила в быту я не меняю уже много лет. Т.е. жарю картошку, мягкий хлеб не употребляю. Я привык к твердому. А жаренная картошечка это моя любимая студенческая пища.





Лев Рахлис. Хороший пацан оказался этот Шишел-Мышел.



 Книга Льва Рахлиса "Шишел-Мышел остаётся популярной до сих пор, хотя прошло немало времени. Её часто цитируют отдельными стихами, фразами, посвящают страницы. Но даже есть читатели, которые хотят и предлагают посвятить ему (Шишелу-Мышелу) ежегодный день рождения на Урале и добавляют, как у Винни Пуха! Это что-то новое! 

А вы знаете кто какой Шишел-Мышел?

Интересно общаться с детьми. Это космос какой-то. Они, в отличие от нас, на всё смотрят по-другому. И если говорить о кругозоре, то у детей он огромный и реально «резиновый». Потому что детки постоянно хотят всё знать. Круг их интересов безграничен, и они всегда готовы к его расширению. У детей, до определенного возраста, просто в крови узнавать что-то новое, усложняя взрослым жизнь своими бесконечными вопросами.

Недаром во времена моего детства в помощь почемучкам и их родителям даже был такой тележурнал «Хочу всё знать». Только у нас - взрослых не всегда хватает сил и терпения отвечать на все их «что и почему».

Дети умудряются видеть то, что их окружает со всех сторон, а мы, с возрастом и приобретенным жизненным опытом, становимся обладателями, как бы это помягче сказать, тоннельного зрения. Типа, цель видишь, в себя веришь и… прёшь к этой цели, не видя, что там по сторонам этого пути происходит. А там случается Жизнь. И мы, иногда проскакиваем мимо интересных вещей, даже не успев заметить их в своём окружении.

Вожусь с внуком. В какой-то момент автоматически проговариваю: «Шишел-Мышел, взял и вышел…». Мгновенно получаю отдачу: «Кто такой Шишел-Мышел?». Я в прострации, никогда не задавала себе этого вопроса. Подумав немного и не найдя ответа, отправляю внука к дедушке, со словами он тебе всё объяснит.

Человека искренне интересует то, о чем он спросил, и он бегом бежит в соседнюю комнату выяснять подноготную Шишела-Мышела. Дедушке лениво искать ответ, так как по секрету вам скажу, что и он не смог ответить кто это. Зато дед внес интригу, сказав внуку, что это не кто, а что.

Мальчуган вернулся ко мне в глубокой задумчивости, решая, всё же кто или что это загадочный Шишел? А человеку между прочим 3,5 года. Меня тоже целиком захватил этот вопрос. Я говорю, Шишел-Мышел – это кто? На вопрос почему? Я отвечаю: «Потому что взял и потому что вышел». Внук бежит к дедушке, сообщить радостную весть, что Шишел, всё же кто. А я отправляюсь на поклон к всемирной паутине, чтобы прояснить этот такой вроде бы простой вопрос, который никто не задавал мне раньше, и я сама в том числе.

Очень меня развеселило, когда в поисках ответа на просторах необъятного интернета я прочла: «Шишел-Мышел – брат Эника-Беника». Хохотала от души. Но предусмотрительно молчала как партизан над чем смеюсь, хотя вопросы поступали. Потому что объяснять ещё кто такой Эник-Беник, я честно была не готова.

А вообще-то, Шишел-Мышел это персонаж, которого придумал поэт Лев Рахлис. Шишел-Мышел, как всякий нормальный ребенок, ощущает себя хозяином созданной им действительности. Происходит это потому, что придумавший его поэт понимает суть детского мировосприятия. Для ребенка весь мир нов, неожидан, заманчив, это лаборатория бесконечных открытий. Движимый инстинктом познания, он придумывает невероятные связи и отношения между окружающими его вещами и явлениями.

Сознательно допускаемые нелепости своеобразно утверждают истинное положение дел. Это метод «проб и ошибок» в своей подчеркнуто игровой, изначальной форме. Лучшие страницы книжки «Шишел-Мышел» (стихотворения «Кто дает нам молоко?», «Что ответил Шишел-Мышел», «Особая примета» и другие) как раз воссоздают типичные для детского фольклора ситуации нелепостей, шиворот-навыворот.

Стихи Л. Рахлиса веселы, благожелательно ироничны по отношению к малышу и, самое главное, рождены как бы в атмосфере незамысловатой случайности. Как говорится, сию минуту. Впечатление легких импровизаций, несущих в себе мимику и жесты.

Вот что мне удалось найти про этого загадочного персонажа, вдруг кому-то пригодится. Короче, хорошим пацаном оказался этот Шишел-Мышел.
(Светлана Цветкова Санкт-Петербург)

Шишел-Мышел поливает
Огуречную гряду
И тихонько напевает
Летним вечером в саду:
Лейка-леечка, полей,
И укроп, и сельдерей,
И смородину, и лук,
Чтобы все росло вокруг.

Шишел-Мышел напевает,
Землю влагой наполняет.
Даже травку-лебеду
Напоил водой в саду.

Под конец, слегка сопя,
Поливает сам себя.
Брызги плещут за версту.
- Что ты делаешь?
- Расту.